lab_sr (lab_sr) wrote,
lab_sr
lab_sr

К народу России. Апелляция

Давным-давно передо мною встал один замысловатый вопрос:  “Может ли народ быть субъектом?” Но не просто носителем деятельности, сознания и познания, как совокупности наших индивидуальных и групповых проявлений субъектности, а нечто большим.


Можно долго разговаривать о внутреннем содержании понятий и терминов, сокрытых в упомянутом вопросе. А можно попытаться разглядеть возможные варианты внешних проявлений упомянутой субъектности. И такие проявления субъектности народа есть. Но я предлагаю немногим сузить рассмотрение проявлений субъектности, оставив в стороне исторические временные интервалы для того, чтобы сосредоточиться на видимых и непосредственно нами создаваемых “здесь и сейчас”.


Что же может народ в плане влияния на своё и своего государства настоящее? Ведь именно это нас всех интересует, а не канувшее в лета “Жаль только — жить в эту пору прекрасную / Уж не придется — ни мне, ни тебе” Н.А. Некрасова. Однако широкая и ясная дорога возможных проявлений субъектности народа до сих пор заключена в “демократические” рамки. На сегодня народ может:


(1.1) - прийти к избирательным урнам и из предложенного списка “выбрать” тех, кто будет олицетворять грядущие изменения в жизни страны;

(1.2) - подняться на “бессмысленный и беспощадный”, дабы… опять вернуться к избирательным урнам и “выбрать” своих представителей;

(2) - честно учиться, трудиться, служить, любить, надеяться и верить… ;

(3) - второй (пятый, десятый…) раз на референдуме “выбрать” сохранение СССР / (вос-)создание СССР 2.0...


Коротким оказывается перечень возможных проявлений народом своей субъектности, очень коротким. Кстати, если кто из читателей может его дополнить - буду безмерно признателен. Но не в том суть. Даже имеющиеся в распоряжении народа три формы реализации своей субъектности позволяют вычленить некоторые аспекты этого явления.


Во-первых, проявление народом субъектности всегда является следствием осуществлённого на народ воздействия. Будь то “выбор”, осуществляемый на избирательных участках, который, кстати, политтехнолог matveychev_oleg так это и называет - вызыванием субъектности, или же получение нами образования - каждый ребёнок знает, что в школу ходить “надо!”


Соответственно, все эти, вызывающие субъектность народа, воздействия имеют своим источником апелляции к народу отдельных людей или их групп. “Очень важно!” - говорят нам политики и политические объединения, дабы народ пришёл на избирательные участки и проголосовал. “Очень важно!” - говорят нам СМИ, дабы народ надеялся и верил в светлое будущее.


Во-вторых, равно как имеющиеся варианты проявления субъектности народа, так и способов её вызывания, - институционализированы, т.е. формализованы через установление (письменно или устно) правил, норм и санкций. Это и институт семьи  и институт выборов, институт плебисцитов и институт многопартийности, и т.д. и т.п.


Ну и в-третьих.  Имеющийся перечень проявлений народной субъектности, а в особенности его п.3, нам явственно показывает чего народ не может - какой формы субъектности он лишён или, выражаясь мягче, какое проявление возможной народной субъектности ещё не институционализировано. Это право решать. Решать непосредственно народу, а не отдельным имеющимся институтам, декларирующим свои действия от его, народа, имени.


Фабула проста, для примера: народ России “выбрал” на референдуме сохранение СССР, а некто (нечто) решило иначе… Выражаясь мудрёнее - народ России не обладает реализованным правом принимать решения, обязательные к исполнению его же собственным государством.


Признаюсь, что к написанию этого текста меня подтолкнул ruskom, обронивший следующее: “Апелляция к народу нашу актуальную элиту коробит.” Вот как? Неужто никто не призывает отдать за неё голоса на выборах, или потерпеть ещё чуток никто не призывает? Апеллируют. Когда а) кому-то это необходимо и б) народ имеет соответствующую возможность проявления собственной субъектности - ещё как апеллируют.


Однако, принять решение о праве на существование категории общенародная собственность на основные средства производства, или, например, изменения принципов формирования парламента, или… Вот если бы у народа было бы реализовано соответствующее, прошу заметить - уже закреплённое в Конституции РФ, право, тогда - да. А так, чего к народу, в отсутствие у него соответствующих правомочий, апеллировать?


Но с другой стороны - обладай народ соответствующей реализацией собственной субъектности - не послужило бы это соответствующим импульсом для нарождения и развития нарративных групп граждан из народа, апеллирующих к народу и озаботившихся бытием народа?


Вчера, как сегодня, да и завтра тоже любые апелляции возможны, если они, конечно, разумны, лишь к субъектам,  обладающим соответствующим интересом, волей и правоспособностью принять соответствующее решение и добиться его выполнения. И если отбросить все “революционные” призывы к бунтам и майданам, которые своим логическим завершением имеют пресловутые выборы, но уже “правильных” представителей, то к кому остаются имеющиеся на сегодня апелляции? Правильно, к реально, а не декларационно власть имущим.


Но… У народа есть возможность разорвать этот порочный формационный круг, где люди делятся на власть имущих и просто народ, на элиту, определяющую принципы устройства социума, и массы, являющиеся объектом их манипуляций. И первым шагом для этого должно стать обретение народом собственной субъектности в отношении своего государства - институционализация конституционного права народа принимать решения, обязательные к исполнению всеми государственными и негосударственными институтами страны.


Не сомневаюсь, что демоспикеры, идейные или по найму, продолжат свою вековую песню о том, что народишко Русский - не ахти какой, что для его блага нужно лишь привести к власти “правильных” и “наших” представителей (равно как защитить Президента и дать ему ещё больше полномочий).


Но моя апелляция к Русскому народу иная: народ России вправе и может обрести новое измерение своей субъектности. Народ России может и способен потребовать от своего государства институционализации своего конституционного права - права непосредственно осуществлять свою власть и принимать решения о своей собственной судьбе и путях развития общества и государства.


Выбор ведь прост: либо продолжать терпеть и надеяться и верить в ниспослание “доброго царя” (советской власти, например), либо своим субъектным действием изменить константы устройства социума, дав таким образом шанс зарождению народно-ориентированной элиты, оставив за собой, за народом, право оценивать и принимать, либо отвергать предлагаемые нарративы.


И сделать подобное народу, очевидно, просто. У народа России такая возможность есть - единый день для волеизъявления. Нет иного места в стране, окромя помещения избирательного участка, где могло бы пройти необходимое для этого всенародного волеизъявления вече.


Дело за малым… Необходимо более, чем один человек, чтобы донести соответствующий нарратив до разумения народа.


P.s.: термин “народовластие” в тексте ни разу не упомянут. Однако, если не про народовластие был разговор, то про что? Один за всех, а все... ?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments