В одном я уверен: тебе, уважаемый читатель, равно как и мне, ещё не довелось пожить в цивилизации, отличной от денежной. С молоком матери каждый из нас впитывает, что деньги - это сокровище, это ключ к благам мира. Помню, ещё совсем мелким шкетом нашёл двадцать советских копеек, да уж...
.
Мысль о том, что деньги - это долг, способна многих вогнать в ступор. И мультик из первой серии, и задачка из второй были призваны намекнуть о подобной сокрытой сущности денег.
Из новой философской энциклопедии:
.
"ДОЛГ (греч. δέον, лат. officium, obligatio; нем. Pflicht; англ. duty, obligation; франц. devoir, obligation; итал. dovere) – одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения. Долг выражает императивную форму морали. Сами действия, поскольку они мотивированы долгом, именуются обязанностями.
.
Кроме «обязанности» русское слово «долг» обозначает также «то, что взято взаймы». Семантика слова, связанная с отношениями заимодавца и должника, позволяет вскрыть исторические корни и социально-коммуникативный контекст его морального значения. Как указывал Ф.Ницше, «в долговом праве таится рассадник мира моральных понятий «вина», «совесть», «долг», «священность долга»». В сложной, необычайно разветвленной и субординированной сети обязательств, складывающихся в определенные общественные отношения, есть обязательства, выполняющие в рамках последних роль несущих конструкций. Оставаясь, как и все обязательства, добровольными, они выступают в качестве подлежащих безусловному осуществлению (в рамках имущественных отношений, в частности, таковыми являются обязательства, связанные с займом, кредитом). Однако требуемая безусловность их исполнения не может быть надежно гарантирована внешним образом. Для этого требуется еще внутреннее принуждение, налагающее обязанность в отношении самой обязанности, что и составляет смысл морального долга..."
(Отсюда, кстати, происхождение "религии" денег - см. «Возможна ли нравственность, независимая от религии?»)
.
Итак, зачача, поставленная в "Экономика как конспирология" может иметь только личностное субъективное решение:
.
[Допустим, у вас есть ребёнок, которому необходим предметный репетитор. Вы, как ответственный родитель, безусловно постараетесь найти возможность нанять лучшего преподавателя своему чаду. И в определённый момент времени окажется, что ваш ребёнок получил необходимые знания, вы - моральное удовлетворение, а учитель - причитающиеся ему деньги...
Вопрос: в результате совершённой и закрытой экономической сделки между родителем и преподавателем КТО-НИБУДЬ КОМУ-НИБУДЬ ОСТАЛСЯ ДОЛЖЕН?]
Если деньги - долг, то кто должник?
.
А ведь есть ещё и тот, кому должник должен. Но это уже другая история...